Главная | |
Учитель русского языка и литературы Зимаков Егор Владимирович | |
ГБОУ школа № 2031 |
|
Порядок написания сочиненияГлавная » Русский язык » ГИА » Порядок написания сочиненияПорядок написания сочинения С2 (ГИА) Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Задание. Осмыслите его. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания; о роли фразеологизмов в речи и т.д. Шаг 3. Оформляем вступление (2-3 предложения) Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: Автор: анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, называет, описывает, разбирает, останавливается на ..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что ... Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно, на самом деле, не могу не согласиться с автором высказывания, я полностью согласен с ..., вынужден согласиться с ..., я разделяю точку зрения автора высказывания, я поддерживаю мнение автора, бесспорно мнение автора о том, что ... Варианты вступлений Л.В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А. Алексина. Я согласна с высказыванием Л.Н. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А. Алексина. К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. В высказывании К.Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте. Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини. Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. Аргумент 1. Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр. 2), помогают представить лошадь, которая несет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор? Аргумент 2. Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву. P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. Шаг 5. Заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ...; Итак, ...; Следовательно, ...; В итоге можно прийти к такому выводу: ...; В заключение можно сказать, что ...; Мы убеждаемся в том, что ...; Обобщая сказанное, ...; Из этого следует, что ... Примеры заключений: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои мысли. Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного. Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста. Схема 1 Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример 1; б) аргумент-пример 2. 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. вторую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. Схема 2 Тезис (авторское высказывание, формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). Рассуждение о первой части тезиса (например, о лексике). Пример лексического явления в тексте, его роль. Рассуждение о второй части тезиса (например, о грамматике). Пример грамматического явления в тексте, его роль. Вывод. Схема 3 Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного. Пример лексического явления в тексте, его роль. Пример грамматического явления в тексте, его роль. Вывод (авторское высказывание). Скачать в формате Word |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |