Главная - Конусова С.В.Четверг, 23.11.2017, 18:11

Учитель русского языка и литературы Зимаков Егор Владимирович

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 903
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Композиция

Главная » Литература » Литературоведение » Композиция 


Композиция художественного произведения

Композиция – построение всех элементов и частей художественного произведения в соответствии с авторским замыслом (в определенной пропорции, последовательности; композиционно оформляется образная система персонажей, пространство и время, событийный ряд в сюжете)

Сюжет – событийный ряд художественного произведения, построенный на основе фабулы в соответствии с авторским замыслом.

Фабула – событийный ряд художественного произведения построен в прямой хронологической последовательности.  

Композиционно-сюжетные элементы литературного произведения

Пролог – то, что привело к возникновению сюжета, предшествующие события (не всегда бывает)

Экспозиция – обозначение исходного пространства, времени, героев

Завязка – события, дающие развитие сюжету

Развитие действия – более или менее подробное развитие сюжета от завязки до кульминации

Кульминация – «конфликт», «проблемность» сюжета уже не может существовать и разрешается – стремится к восстановлению нормального состояния

Развязка – прекращение действия в данном конфликтном направлении, восстановление нормы, противоречия разрешаются или снимаются

Эпилог – «анонс» дальнейших событий, подведение итога

Композиционные приемы

Повтор – использование одних и тех же элементов (частей) текста (в стихотворениях – одних и тех же стихов)

Я – жизнь земли, ее зенит,

Что сам бросаю тень.

Я жизнь земли, ее зенит,

Ее начальный день.

(Б. Пастернак «Когда за лиры лабиринт»)

 

В зависимости от позиции, периодичности появления и автономности различают

Анафору  – повтор в начале строки

Шел я на север безлиственный

Шел я в морозной пыли.

(А. Блок «В полночь глухую рожденная»)

 

Эпифору – повтор в конце строки

Конь мой земли не тронь,

Лоб мой звезды не тронь,

Вздох мой губы не тронь,

Всадник – конь, перст – ладонь.

(М. Цветаева «Ханский полон»)

 

Рефрен – повторяющееся самостоятельное предложение, часто вопросительное или восклицательное.

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

 

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

 

Детоубийцей на суду

Стою - немилая, несмелая.

Я и аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил - в степь заледенелую!

Вот, что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе - я сделала?

 

Само - что дерево трясти! -

В срок яблоко спадает спелое...

- За все, за все меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!

 

(М. Цветаева «Две песни»)





Симплока – последующая часть произведения начинается так же, как и предыдущая (как правило, встречается в фольклорных произведениях или стилизациях).

Повалился он на холодный снег

На холодный снег, будто сосенка  

(М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича …»)

Антитеза противопоставление (работает на всех уровнях текста, от символа до характера)

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем.

(М.Ю. Лермонтов «Демон»)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень…

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Временные приемы – совмещение временных пластов, ретро-скачок (вставка)

Ретардация – растягивание единицы времени

Ретроспекция – возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (рассказ о Павле Петровиче Кирсанове – И.С. Тургенев «Отцы и дети»; рассказ о детстве Аси – И.С. Тургенев «Ася»).

Кольцевая композиция – произведение заканчивается так же (там же), как (где) и начинается (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Смена «точек зрения» – повествование об одном событии с точки зрения разных персонажей.

Параллелизм – соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры – грамматической и семантической.

Твой ум глубок, что море,

Твой дух высок, что горы

(В. Брюсов «Китайские стихи»)

Призер
конкурса сайтов

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930



БЕЗ НАРКОТИКОВ!


Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz