Главная | |
Учитель русского языка и литературы Зимаков Егор Владимирович | |
ГБОУ школа № 2031 |
|
КомпозицияГлавная » Литература » Литературоведение » Композиция
Композиция художественного произведения Композиция – построение всех элементов и частей художественного произведения в соответствии с авторским замыслом (в определенной пропорции, последовательности; композиционно оформляется образная система персонажей, пространство и время, событийный ряд в сюжете) Сюжет – событийный ряд художественного произведения, построенный на основе фабулы в соответствии с авторским замыслом. Фабула – событийный ряд художественного произведения построен в прямой хронологической последовательности. Композиционно-сюжетные элементы литературного произведения Пролог – то, что привело к возникновению сюжета, предшествующие события (не всегда бывает) Экспозиция – обозначение исходного пространства, времени, героев Завязка – события, дающие развитие сюжету Развитие действия – более или менее подробное развитие сюжета от завязки до кульминации Кульминация – «конфликт», «проблемность» сюжета уже не может существовать и разрешается – стремится к восстановлению нормального состояния Развязка – прекращение действия в данном конфликтном направлении, восстановление нормы, противоречия разрешаются или снимаются Эпилог – «анонс» дальнейших событий, подведение итога
Композиционные приемы Повтор – использование одних и тех же элементов (частей) текста (в стихотворениях – одних и тех же стихов) Я – жизнь земли, ее зенит, Что сам бросаю тень. Я жизнь земли, ее зенит, Ее начальный день. (Б. Пастернак «Когда за лиры лабиринт») В зависимости от позиции, периодичности появления и автономности различают Анафору – повтор в начале строки Шел я на север безлиственный Шел я в морозной пыли. (А. Блок «В полночь глухую рожденная») Эпифору – повтор в конце строки Конь мой земли не тронь, Лоб мой звезды не тронь, Вздох мой губы не тронь, Всадник – конь, перст – ладонь. (М. Цветаева «Ханский полон») Рефрен – повторяющееся самостоятельное предложение, часто вопросительное или восклицательное.
Симплока – последующая часть произведения начинается так же, как и предыдущая (как правило, встречается в фольклорных произведениях или стилизациях). Повалился он на холодный снег На холодный снег, будто сосенка (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича …») Антитеза – противопоставление (работает на всех уровнях текста, от символа до характера) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. (М.Ю. Лермонтов «Демон») Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») Временные приемы – совмещение временных пластов, ретро-скачок (вставка) Ретардация – растягивание единицы времени Ретроспекция – возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (рассказ о Павле Петровиче Кирсанове – И.С. Тургенев «Отцы и дети»; рассказ о детстве Аси – И.С. Тургенев «Ася»). Кольцевая композиция – произведение заканчивается так же (там же), как (где) и начинается (Н.В. Гоголь «Мертвые души») Смена «точек зрения» – повествование об одном событии с точки зрения разных персонажей. Параллелизм – соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры – грамматической и семантической. Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы (В. Брюсов «Китайские стихи») |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |