Главная - Конусова С.В.Пятница, 24.11.2017, 05:02

Учитель русского языка и литературы Зимаков Егор Владимирович

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 903
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Мотивация на успех

Главная » Учителям » Формирование мотивации достижения успеха

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.

П.Я. Гальперин

Презентация к сообщению

Важнейшей задачей является раскрытие сущности неуспеваемости, выявление ее структуры, признаков, разработка приемов обнаружения этих признаков. Важно своевременно выявлять причины неуспеваемости и устранять их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.

Среди ряда причин неуспеваемости можно особо выделить неустойчивую мотивацию к достижению успеха вообще и к учению в частности.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения (ФГОС), постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но и развитие их познавательной самостоятельности.

Педагогическая терапия (доп. занятия) не эффективна. Ведущим средством ликвидации неуспеваемости должно стать воспитательное воздействие.

Среди различных видов мотиваций следует выделить два основных: один из них, к сожалению, нередко проявляющийся в повседневной педагогической практике, – это мотивация избегания неудач. Другой – мотивация на успех.

При отрицательной мотивации деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: плохой оценки, наказания со стороны родителей и т.д. Учитель должен помнить, что человек не может долго работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.

Для начала обучения в школе характерна мотивация достижения успеха. Но со временем проявляется и мотивация избегания неудач. К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности.

В педагогической практике часто формируется замкнутый круг, когда низкий уровень знаний или неспособность донести свои знания до учителя наказываются плохой оценкой и моральным осуждением. И учитель вместо того, чтобы мобилизовать школьника на активную учебу, окончательно его демобилизует и приводит еще к большему отставанию, которое, в свою очередь, влечет за собой неудовлетворительные оценки.

Необходимо иметь в виду, что для ученика несущественно, предъявляются ли ему упреки в недостаточной сообразительности или в лени, или в неумении сосредоточиться. Это обстоятельство обычно упускается из виду. Предполагается, что такие черты, как лень, повышенная отвлекаемость целиком подчинены самоконтролю, а потому нужно разнообразными наказаниями заставить ученика бороться с этими недостатками. В данном случае происходит взаимное обучение беспомощности, ибо плохие оценки ученика, используемые учителем как способ наказания, вызывают у последнего ощущение своего бессилия и тем самым обостряют подспудное раздражение и досаду.

Для преодоления этого состояния все средства хороши. Любые интересы (не имеющие, разумеется, антисоциального характера) должны поощряться.

Мотивация достижения успеха – это желание хорошо выполнить задание, получить нужный результат. Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно и не осознает потребности в них. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживании. Чтобы к ученику пришло понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета. Чтобы обучение опиралось на его потребности, мотивы, интересы, т.е. имело для него личностный смысл.

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Обучение вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи – везением или легкостью задания. А поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

Если человек ориентирован на успех, он не испытывает страха перед неудачей, а если на избегание неудачи, то будет тщательнее взвешивать свои возможности, колебаться при принятии решения. Для формирования у ученика мотивации на достижение результата могут применяться следующие методы и приемы:

дифференциация заданий, т.е. поручение ученику выполнение задачи того уровня сложности, который ему по силам. Учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на избегание – сильно завышенные или сильно заниженные. В этой связи педагогу необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и дифференцированно подходить к оцениванию результатов.

– стараться на уроке осуществлять постоянную «обратную связь», т.е. обратиться к каждому ученику и не один раз – корректировать неправильно понятое.

– очень важно умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, поэтому следует делать особый упор на целеполагание школьников, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для развития этих умений можно использовать следующие приемы.

В начале учебного периода можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за триместр? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь, и в какой форме тебе нужна? Как ты поймешь, что результат достигнут? Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник.

Примерное содержание заданий для детей: подумайте, чему вы хотите сегодня научиться на занятии; не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала; сформулируйте учебные задачи (или выберите из предложенных); ответьте себе, удалось ли вам решить учебную задачу; определите свои затруднения во время занятия; представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи; что вы сделали, чтобы написать эту работу на «5»? Подобные рассказы помогают ученикам делиться успешными обучающими стратегиями.

– особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. При выставлении отметки учителем целесообразно поощрять и подкреплять достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными. Важно подчеркнуть все положительные моменты, продвижения в освоении материала и выявить причины недостатков, а не только их констатировать.

– во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот прием способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

– чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом (и других предметов) или с ситуациями жизни коллектива. Можно опираться на личный жизненный опыт подростка.

– важным представляется и рефлексивно-оценочный этап. Учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными задачами. Ученики должны испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т.е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Также способствует развитию мотивов предоставление ученикам свободы выбора и снятие (насколько возможно) внешнего контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты. Желательна минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности. Они служат основанием для суждения о достижении или недостижении желаемого результата, а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

– когда ученик, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Ученая работа постепенно становится его потребностью и приобретает для него личную ценность.

– в классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, критикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность принимать участие в жизни класса приводит к возникновению трудностей в школе чаще, чем невысокие интеллектуальные возможности.

Если в коллективе нет взаимоуважения, то у учеников появляется тревожность, повышенная напряженность. Это способствует укреплению мотива избегания неудачи, проявлению страха перед ответственностью, перед соревнованием. Учащийся, имеющий такой мотив довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее.

Значимым условием развития мотивации школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.

Личностные качества, необходимые учителю для эффективной работы:

– стремление к максимальной гибкости;

– способность к сопереживанию, сочувствию, восприимчивость к потребностям учеников;

– умение придать личностную окраску преподаванию;

– владение стилем легкого (неформального) общения с учащимися;

– эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

– через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

– через мотивацию формируется отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития;

– через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Призер
конкурса сайтов

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930



БЕЗ НАРКОТИКОВ!


Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Конструктор сайтов - uCoz