Главная | |
Учитель русского языка и литературы Зимаков Егор Владимирович | |
ГБОУ школа № 2031 |
|
А3 - Форма словаГлавная » Русский язык » ЕГЭ » A3 - Форма слова
Владение грамматической (морфологической) нормой (A3) Задание A3 проверяет знание норм формообразования различных частей речи (морфологических норм). При выполнении задания следует обратить особое внимание на образование и склонение форм числ., а также на формы Им.п., В.п., Р.п. мн.ч. сущ. Окончания сущ. мн.ч. Им.п., В.п., Р.п. В выборе окончания сущ. мн.ч. Им.п. и В.п. норма колеблется: в одних случаях требуется только окончание -а (-я), в других – только -ы (~и) у в третьих возможны варианты. Наиболее частотные примеры таких форм слов (постарайтесь их запомнить):
Колебания нормы наблюдаются в следующих случаях: бункеры (-а), вымпелы (-а), года (-а), инспекторы (-а), инструкторы (-а), кители (-я), коробы (-а), кузовы (-а), лекари (-я), оводы (-а), пекари (-я), прожекторы (-а), секторы (-а), скутеры (-а), слесари (-я), теноры (-а), токари (-я), тракторы (-а), фельдшеры (-а), флигели (-я), флюгеры (-а), штабели (-я), штемпели (-я), шулеры (-а), ястребы (-а) Необходимо отметить, что при возможности двоякого образования в языке активизируются формы на -а (-я), а формы на -ы (-и) всё больше ощущаются как книжные и устаревшие. Иногда варианты окончаний соответствуют словам-омонимам, т.е. играют смыслоразличительную роль. Например: боровы (кабаны) – борова (части печной трубы), колени (часть ноги) – колена (изгибы), корпусы (туловища) – корпуса (военные части), лагери (политические) – лагеря (туристские), мехи и допускается меха (бурдюки – мешки из шкур, кузнечные) – и только меха (выделанные шкуры), образы (художественно-литературные) – образа (иконы), ордены (рыцарские) – ордена (знаки отличия), поводы (причины) – повода (упряжь), поясы (географические) – пояса (части одежды) Выбор правильной формы Р.п. мн.ч. сущ. определяется традицией. Поэтому следует запомнить:
Вариантные формой авар – аваров, барж – баржей, бот – ботов, верховий – верховьев, гардемарщ^Я гардемаринов, грабель – граблей, кадет – кадетов (воспитанники кадетского корпуса), колен – коленей, микрон – микронов, низовий – низовьев, ом – омов, простынь – простыней, рельс – рельсов, русл – русел, сот – сотов, ходуль – ходулей Имена прилагательные Образование форм степеней сравнения Ошибки при образовании степеней сравнения чаще всего содержат избыточность формы. Например: Она была более красивее своей сестры (В слове красивее уже содержится значение «более»). Правильно: Она была красивее своей сестры. Также неправильно: Самый талантливейший писатель. (В формах на -ейший, -айший уже заключено значение предельного проявления признака.) Правильно: Самый талантливый писатель или Талантливейший писатель. Склонение числительных Составные количественные числ. изменяются по падежам, причем изменяется каждый компонент! Каждое слово! Каждая часть сложного слова!!! не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников, говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках, радоваться двум тысячам двумстам пятидесяти двум учебникам недоволен пятьюстами семьюдесятью шестью нарушениями Составные порядковые числ. изменяются по падежам, родам и числам, но только последний компонент. к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая. о две тысячи четырнадцатом годе, о двадцать третьем мае
Памятка (в формате Word)
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |