Строфа
Строфа – построение поэтического текста в определенном количестве (иногда с определенным типом стихов) Обязательный рифмический рисунок необходим в формализованных строфических жанрах (октава, триолет, терцина, сонет)
В зависимости от количества стихов в строфе выделяются следующие виды строф:
1 строка – Моностих
2 строки – Дистих
3 строки – Терцет
4 строки – Катрен
Пяти-, шести-, семи-, восьмистишье (если не октава или триолет)
Октава – восьмистишье ( абабабасс ) Состоит из шести перекрестно срифмованных стихов и из двух продолжающих и завершающих их парных. По метрическому заданию – пятистопный ямб. Зародилась в поэзии итальянского Возрождения.
Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
Пушкин «Домик в Коломне»
Триолет – восьмистишье ( а б а а а б а б ) Развитие лирической темы, данной в первых двух стихах, приводит по принципу смысловых контрастов к полному повторению первого стиха на четвертом и седьмом местах, а второго – на восьмом. По метрическому заданию – четырехстопный ямб.
Твой лик загадочный и нежный
Как отраженье в глубине,
Склонился медленно ко мне.
Твой лик загадочный и нежный
Возник в моем тревожном сне.
Встречаю призрак неизбежный:
Твой лик, загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине.
В. Брюсов
Терцина – состоит из трехстиший пятистопного ямба, в котором средний стих предыдущего трехстишья рифмуется с крайним – первым и третьим – стихами последующего. ( аба бвб вгв ), последний одиночный стих – coda
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Данте Алигьери «Божественная Комедия»
Сонет – (классический – 14 стихов, бывают усеченные, хвостовые, безголовые) Структура сонета жесткая, трехчастная, строится по принципу силлогизма (тезис, антитезис, синтез)
По совести скажи: кого ты любишь?
Ты знаешь, любят многие тебя.
Но так беспечно молодость ты губишь,
Что ясно всем - живешь ты, не любя.
Свои лютый враг, не зная сожаленья,
Ты разрушаешь тайно день за днем
Великолепный, ждущий обновленья,
К тебе в наследство перешедший дом.
Переменись - и я прощу обиду,
В душе любовь, а не вражду пригрей.
Будь так же нежен, как прекрасен с виду,
И стань к себе щедрее и добрей.
Пусть красота живет не только ныне,
Но повторит себя в любимом сыне.
У. Шекспир 10
сонет