Жанр
Жанр – устойчивая и одновременно подвижная формально-содержательная структура внутри литературного рода.
Жанры характеризуются с точки зрения эпохи, творческого метода или направления;
– с точки зрения героя – рыцарский, плутовской;
– по тематике и проблематике – бытовой, социальный, любовный, производственный, исторический, философский, утопический;
– с точки зрения сюжетного строения – приключенческий, авантюрный, детективный.
Эпос
Роман-эпопея – большое по объему произведение, повествующее о важных исторических событиях в жизни того или иного народа, нации. Наряду с ними в романе-эпопее прослеживается и жизненный путь, история становления характера того или иного героя. Даются широкие картины социальной жизни. Итак: исторический фон, большое количество действующих лиц, становление главных героев, достаточная протяженность во времени. (Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Тихий Дон», А.Н. Толстой «Хождение по мукам»)
Роман – произведение большого объема, зачастую способное давать широкую картину общественной жизни. Основной проблемой романа является проблема личности, становление и развитие ее характера. (И.А. Гончаров «Обломов», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).
Повесть – среднее по объему произведение с нравоописательным жанровым содержанием. В повести внимание писателя направлено на изображение быта и нравов определенной социальной среды. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», А.И. Куприн «Поединок», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).
Рассказ – небольшое по объему произведение, повествующее обычно о каком-то одном событии или эпизоде из жизни героя. Рассказ не претендует на широкий охват действительности, зато выбирает обычно наиболее острые, драматичные ситуации и положения, ключевые моменты в развитии героя (А.П. Чехов «Человек в футляре», И.А. Бунин «Человек из Сан-Франциско», М. Горький «Челкаш»).
Лирика
Ода – торжественное произведение, исполненное возвышенного пафоса, прославляющее тот или иное значительное событие или какого-либо выдающегося человека. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть (М.В. Ломоносов «На день восшествия на российский престол императрицы Елисаветы Петровны», Г.Р. Державина «Фелица», А.С. Пушкин «Вольность»). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.
Элегия – стихотворное произведение, наполненное грустью, сожалением, унынием, раздумьями. Первоначально так называли плач над умершим. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование (А.С. Пушкин. «К морю», А.А. Ахматова. «Мартовская элегия», А. Блок «Из Осенней элегии»).
Послание – стихотворное произведение, написанное в форме обращения лирического героя к какому-то лицу или лицам (А.С. Пушкин «Мой первый друг, мой друг бесценный», В. Маяковский. «Сергею Есенину», «Лиличка! (Вместо письма)», С. Есенин «Письмо матери», М. Цветаева «Стихи к Блоку»)
Эпиграмма – небольшое сатирическое, язвительное стихотворение.
Полу-милорд, полу-купец,Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец. (А.С. Пушкин на М.С. Воронцова)
Сонет – это поэтический жанр жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.
Лирическое стихотворение – к лирическим стихотворениям следует относить стихотворения, не имеющие четкой жанровой принадлежности. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений.
Сатира – как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей путем осмеяния. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием «говорящих имен» (Саша Черный «Лаборант и медички», В. Маяковский «Блэк энд уайт»).
Произведение может сочетать признаки некоторых жанров: послание с элементами элегии (А.С. Пушкин, «Я помню чудное мгновенье»), лирическое стихотворение элегического содержания (А. Блок. «Родина»), эпиграмма-послание и т.д.
Драма
Трагедия – основана на трагическом конфликте, показывает неразрешимые общественные противоречия и зачастую заканчивается гибелью героев (У. Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта», А.Н. Островский «Гроза»).
Комедия – пьеса сатирического или юмористического характера, обычно рисующая нравы той или иной социальной среды (Н.В. Гоголь «Ревизор», А.Н. Островский «Женитьба Бальзаминова», Мольер «Тартюф»).
Драма – пьеса, в которой изображены острые драматические столкновения и ситуации. большая напряженность действия, но при этом конфликт драмы представляется исторически разрешимым и не носит трагического характера (М. Горький «На дне», А.П. Чехов «Вишневый сад»).
Лиро-эпические произведения
Все лиро-эпические произведение сочетают в себе лирику и эпос: есть развитие сюжета, действия и есть лирическое начало.
Поэма – стихотворное произведение большого объема (М.Ю. Лермонтов «Мцыри», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», А. Блок «Двенадцать», А.Т. Твардовский «Василий Теркин»).
Баллада – сюжетное стихотворное произведение на исторические темы (А.С. Пушкин «Анчар», М.Ю. Лермонтов «Бородино», Н.С. Гумилев «Капитаны», А.А. Ахматова «Сероглазый король»).
Басня – аллегорическое, иносказательное произведение, содержащее поучение, мораль (басни И.А. Крылова, С.В. Михалкова)
Жанр обладает с одной стороны устойчивостью, с другой – подвижностью. При разрушении постоянных жанровых признаков жанр перестает существовать или появляется новый жанр.