Пафос
Пафос – это ведущий эмоциональный настрой художественного произведения (его части; всего творчества писателя, эпохи)
Пафос – эмоционально-оценочная позиция автора.
Именно на уровне пафоса, о чем бы ни говорил автор, наиболее полно и «честно» отражается
его система ценностей (даже если он этого не хочет)
Поскольку пафос есть категория не рациональная, характеризовать его сложнее, чем
тематику, проблематику и идею (назвать по имени все оттенки чувства,
переживаний невозможно). Локальные виды пафоса определить можно. Классификация
пафоса:
Эмоциональный
настрой произведения (всего творчества) соотносится с понятием «прекрасное», т.е. в свою очередь
соотносится с понятием «идеал». Автор
ведет с нами разговор на том эмоциональном уровне, который не предполагает
смеха, который соответствует отношению к
идеалу.
Группа возвышенных пафосов
1) Героический. То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Этому идеалу (норме) угрожает сила. На эмоциональном уровне автор передает свою потребность сохранить, отстоять идеал (норму).
2) Романтический. То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Идеалу ничего не угрожает или угроза эта очевидно фиктивная. На эмоциональном уровне автор пытается передать свое восхищение идеалом.
3) Сантиментальный. То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Идеалу или норме угрожает некая сила. На эмоциональном уровне не передается потребности отстаивать идеал, передается лишь сочувствие, ощущение дискомфорта от утраты этого идеала.
4) Драматический. То, о чем говорит автор, соотносится с его представлением об идеале. Идеалу угрожает некая сила. На эмоциональном уровне передается двоякое ощущение – то ли идеал будет сохранен, то ли потерян.
5) Трагический. То, о чем говорит
автор, соотносится с его представлением об идеале. Идеалу угрожает некая сила. На
эмоциональном уровне передается ощущение безвыходности, безысходности, невозможности
сохранить идеал. Или фиксируется сам факт его утери. Наличие погибшего или
умершего героя еще не говорит о присутствии трагического пафоса.
Эмоциональный
настрой произведения (всего творчества) соотносится с понятием «комическое». Комический пафос отражает истинную духовную
сущность художника, наличие или отсутствие внутренней духовной цензуры.
Группа комических пафосов
1) Сатирический. Смех негативный, отрицательный, злой, но взамен того, что уничтожено смехом, автор предлагает идеал или норму. Злой смех не ради уничтожения, а ради утверждения идеала
2) Юмористический. Смех, который помогает жить, утешает, лечит. То, о чем говорит автор не соответствует идеалу и норме. Автор говорит он об этом несоответствии со смехом добрым, положительным, утверждающим (у читателя в этом нет сомнения). Автор со смехом принимает это несоответствие идеалу, т.к. осознает несовершенство мира земного вообще, и свое несовершенство в этом мире. Принимает это как данность. Юмор уничтожает уныние. Из всех видов комического единственный, который «излечивает» пороки, помогает жить.
3) Саркастический. Смех негативный, отрицательный, но никакого идеала (нормы) автор взамен не предлагает. Смех уничтожающий, ради самого уничтожения
4) Иронический. Самый коварный, каверзный. В этом пафосе автору удобнее всего скрыть свое истинное «я». Смех неявный, скрытый. Нельзя утверждать положительный смех или негативный. Ирония ничего не утверждает. Самый опасный пафос (в иронии легко нарушается грань допустимого: рано или поздно объектом смеха может стать все, т.е. автор станет циником).
5) Черный юмор. То, о чем говорит автор, по его мнению, не соответствует идеалу. Автор говорит об этом несоответствии, имитируя добрый смех. Объектом смеха является то, что в реальной жизни не должно освещаться смехом: страшное, трагическое, святое (смеяться можно над всем). В черном юморе представления о юморе переворачиваются. На территории вымышленного мира художник смеется вместе с собеседником над тем, что в реальной жизни боится.