Критерии оценивания
I Содержание сочинения
К1 Формулировка проблем исходного текста
– в той или иной форме верно сформулирована одна из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет – 1
– экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. – 0
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
– сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет – 2
– сформулированная проблема исходного текста прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста – 1
– сформулированная проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста – 0
К3 Отражение позиции автора исходного текста
– верно сформулирована позиция автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет – 1
– позиция автора исходного текста сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована – 0
К4 Аргументация собственного мнения по проблеме
– экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) – 3
– экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы – 2
– экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт – 1
– экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе – 0
II Речевое оформление сочинения
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
– работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2
– работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 1
– в работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0
К6 Точность и выразительность речи
– работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 2
– работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли – 1
– работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи – 0
III Грамотность
К7 Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3
допущено не более 2-х ошибок – 2
допущено 3–4 ошибки – 1
допущено более 4-х ошибок – 0
К8 Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) – 3
допущено 1–3 ошибки – 2
допущено 4–5 ошибок – 1
допущено более 5-и ошибок – 0
К9 Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет 2
допущено 1–2 ошибки 1
допущено более 2-х ошибок 0
К10 Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки 2
допущено 2–3 ошибки 1
допущено более 3-х ошибок 0
К11 Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют 1
допущены этические ошибки (1 и более) 0
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) – 23
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные нормы разработаны для сочинения в 150–300 слов. Если менее 70 слов, то работа не засчитывается и оценивается нулём баллов. При оценке сочинения от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более 2-х ошибок;
К8 – допущено 1–3 ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулём баллов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение содержит частично или полностью переписанный текст рецензии задания В8 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
Критерии (в формате Word)