Главная » Литература » Литературоведение » Композиция
Композиция художественного произведения
Композиция – построение всех элементов и частей художественного произведения в соответствии с авторским замыслом (в определенной пропорции, последовательности; композиционно оформляется образная система персонажей, пространство и время, событийный ряд в сюжете)
Сюжет – событийный ряд художественного произведения, построенный на основе фабулы в соответствии с авторским замыслом.
Фабула – событийный ряд художественного произведения построен в прямой хронологической последовательности.
Композиционно-сюжетные элементы литературного произведения
Пролог – то, что привело к возникновению сюжета, предшествующие события (не всегда бывает)
Экспозиция – обозначение исходного пространства, времени, героев
Завязка – события, дающие развитие сюжету
Развитие действия – более или менее подробное развитие сюжета от завязки до кульминации
Кульминация – «конфликт», «проблемность» сюжета уже не может существовать и разрешается – стремится к восстановлению нормального состояния
Развязка – прекращение действия в данном конфликтном направлении, восстановление нормы, противоречия разрешаются или снимаются
Эпилог – «анонс» дальнейших событий, подведение итога
Композиционные приемы
Повтор – использование одних и тех же элементов (частей) текста (в стихотворениях – одних и тех же стихов)
Я – жизнь земли, ее зенит,
Что сам бросаю тень.
Я жизнь земли, ее зенит,
Ее начальный день.
(Б. Пастернак «Когда за лиры лабиринт»)
В зависимости от позиции, периодичности появления и автономности различают
Анафору – повтор в начале строки
Шел я на север безлиственный
Шел я в морозной пыли.
(А. Блок «В полночь глухую рожденная»)
Эпифору – повтор в конце строки
Конь мой земли не тронь,
Лоб мой звезды не тронь,
Вздох мой губы не тронь,
Всадник – конь, перст – ладонь.
(М. Цветаева «Ханский полон»)
Рефрен – повторяющееся самостоятельное предложение, часто вопросительное или восклицательное.
Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала?» Детоубийцей на суду Стою - немилая, несмелая. Я и аду тебе скажу: «Мой милый, что тебе я сделала?» |
Жить приучил в самом огне, Сам бросил - в степь заледенелую! Вот, что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе - я сделала? Само - что дерево трясти! - В срок яблоко спадает спелое... - За все, за все меня прости, Мой милый, - что тебе я сделала!
(М. Цветаева «Две песни»)
|
Симплока – последующая часть произведения начинается так же, как и предыдущая (как правило, встречается в фольклорных произведениях или стилизациях).
Повалился он на холодный снег
На холодный снег, будто сосенка
(М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича …»)
Антитеза – противопоставление (работает на всех уровнях текста, от символа до характера)
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем.
(М.Ю. Лермонтов «Демон»)
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Временные приемы – совмещение временных пластов, ретро-скачок (вставка)
Ретардация – растягивание единицы времени
Ретроспекция – возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (рассказ о Павле Петровиче Кирсанове – И.С. Тургенев «Отцы и дети»; рассказ о детстве Аси – И.С. Тургенев «Ася»).
Кольцевая композиция – произведение заканчивается так же (там же), как (где) и начинается (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
Смена «точек зрения» – повествование об одном событии с точки зрения разных персонажей.
Параллелизм – соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры – грамматической и семантической.
Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы
(В. Брюсов «Китайские стихи»)