A5 – Согласование и управление в предложении
1. Управление
1) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:
Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова в нужном падеже: Она ждала его и звонила ему весь вечер. Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.
Часто построить такие предложения правильно помогают мест.: Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им. Дети редко прислушиваются (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?) им (Д.п.). Люди были измучены, но верили в победу и надеялись на неё. Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на).
2) Разное управление у глаголов и сущ.: интересоваться искусством (Т.п.) – интерес к искусству (Д.п.); любить литературу (В.п.) – любовь к литературе (Д.п.); ненавидеть беспорядок (В.п.) – ненависть к беспорядку (Д.п.); уважать коллег (В.п.) – уважение к коллегам (Д.п.); доверять другу (Д.п.) – доверие к друзьям (Д.п.); сочувствовать слабому (Д.п.) – сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)
3) Разное управление у слов со сходным значением: беспокоиться о чём-либо (П.п.) – тревожиться за что-либо (В.п.); оплатить что-либо (В.п.) – заплатить за что-либо (В.п. с предлогом за); уплатить за проезд (В.п. с предлогом за) – оплатить проезд (В.п.); уделить внимание чему-либо (Д.п.) – обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на); сообщать кому-либо (Д.п.) – информировать кого-либо (В.п.); упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в) – осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за); отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о) – рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на); вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)) – уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в); свойственный чему-либо (Д.п.) – характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для)
4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него: замечать реакцию (В.п.) – не заметить реакции (Р.п.) Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. – От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.
5) Употребление названий произведений литературы и искусства.
В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
После слов – родовых обозначений (сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и т.п.) имя собственное ставится в Им.п. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения: В сказке «Репка» либо В «Репке»; В балете «Щелкунчик» либо В «Щелкунчике»
Многие глаголы требуют после себя определённого падежа сущ.
Р.п. требуют глаголы: достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?) Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)
Д.п. требуют глаголы: давать, верить, доверять, угрожать, учиться, радоваться, говорить, отвечать, грозить, кивать, сигналить, звонить, писать, говорить, объяснять, сообщать, мешать, вредить, изменять, мстить, обещать, сниться и др. (кому? чему?)
В.п. требуют все переходные глаголы: давать, покупать, посылать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, замечать, любить, ценить, помнить, изучать, учить, ждать и др. (кого? что?)
Т.п. требуют глаголы: править, руководить, управлять, заниматься, любоваться, восхищаться, гордиться, восхищаться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, рисковать, стать, явиться, остаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)
Для многих глаголов характерно двойное управление: дать, передать, вручить, выдать, продать, дарить, сдать, уступить, оставить, сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, ответить, обещать, обещать, гарантировать кому-либо / что-либо; учить кого-либо / чему-либо; считать, признать, называть, обругать, объявить кого-либо / кем-либо
Варианты норм: хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду – награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.); спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.); ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.); дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)
Внимание: скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с мест.: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование мест. в Пр.п. долгое время считалось единственно правильным, теперь – оба варианта возможны.
2. Конструкции с предлогами
1) предложное управление:
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. сущ., например: вопреки указанию, правилам, мнению близких, согласно приказу
по (в значении «после чего-либо») + П.п. сущ., например: по приезде, по возвращении, по завершении эксперимента
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. сущ., например: в продолжение разговора, в течение недели
2) использование предлогов в беспредложных конструкциях:
Статья послужила толчком мыслям. Ошибочно: к мыслям
Заказчик выставил рекламацию заводу-изготовителю. Ошибочно: к заводу-изготовителю
3) предлоги при ОЧП: если требуются разные предлоги с разными сущ., они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим: Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин. Ошибка: Мне нужно на вокзал, почту и магазин. Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале. Ошибка: Занятия проходят на стадионе, парке и зале.
4) предлоги в, на – с, из:
В Камергерском переулке, магазин в Камергерском; на улице, магазин на Тверской
из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из библиотеки, с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала
3. Употребление полной формы прил. вместо краткой
1) в роли сказуемого выступают краткие формы прил.:
Сестра больна уже неделю. Ошибка: Сестра больная уже неделю.
Эта фотография дорога нам. Ошибка: Эта фотография дорогая нам.
2) полные и краткие формы не употребляются в качестве ОЧП: Сестра была красива и грустна. Ошибка: Сестра была красива и грустная. Ошибка: Деревья высокие и стройны. Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.
4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто
Относительное мест. кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в ед.ч., например: Кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы. Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.
Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо ед.ч., либо мн.ч. Сказуемое не может употребляться в ед.ч., если подлежащее стоит во мн.ч., и наоборот. Например: Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в престижные вузы. Все, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в престижные вузы.
5. Нарушения в предложениях с причастными оборотами
1) согласования причастия с определяемым словом: Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства, собираются в Китае. Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех. Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права, показан в постановке по-новому.
2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. Ошибка: Задание, выполняющееся нами.
3) совмещение конструкций а) с причастным оборотом и б) с который: Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда. Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда. Ошибка: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.
6. Предложения с союзным словом который
Это СПП с придаточным определительным.
1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который:
Ошибка: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно. Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался.
Ошибка: Посмотри подарок на день рождения мамы, который сестра сделала сама. Правильно: Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения мамы.
2) ошибочное управление словом который:
Ошибка: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались. Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились.
7. Ошибочная передача косвенной речи
Ошибка: Летчик сказал, что я еще не выпустил шасси. Правильно: Летчик сказал: «Я еще не выпустил шасси»; Летчик сказал, что он еще не выпустил шасси.
Мест. 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Ошибка: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать. Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать.
Тут требуется согласования по времени сказуемых в зависимых предложениях.
8. Предложения с двойными союзами
1) неправильное расположение союзов в предложении: Как…, так и…; Не только…, но и…; Если не…, то…; Не столько…, сколько…; Не то чтобы…, а…
Ошибка: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно) Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.
2) ошибочное удвоение союза чем: нежели чем:
Ошибка: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой) Правильно: Он талантливее, чем его брат.
3) нарушение структуры союза не так…, чем вместо не так…, как:
Ошибка: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как) Правильно: Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги.
Ошибка: Он выступил не так удачно, чем его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как) Правильно: Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.
9. Предложения с однородными членами
1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения:
Ошибка: Прошу тишины и выслушать меня. (Ошибочное использование разных частей речи в качестве ОЧП) Правильно: Прошу тишины и внимания.
Ошибка: Он любит футбол и стрелять. Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.
2) ОЧП при обобщающем слове стоят в том же падеже: В зале собралось много спортсменов: гимнастов, гребцов, футболистов. Ошибка: В зале собралось много спортсменов: гимнасты, гребцы, футболисты.
Памятка (в формате Word)